СИНДРОМ КАШТАНКИ
Чехов был гением и через историю маленькой собаки «помесь таксы с дворняжкой» раскрыл нам всю картину невротической зависимости. Пройдёмся по основным поворотам сюжета. Напомню вам завязку. Холодным зимним вечером Каштанка упускает из виду своего вечно пьяного хозяина.
«Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры....»
Каштанка заблудилась,она выбивается из сил. «За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:
«Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»
Замерзая на чужом крыльце, Каштанка вспоминает: “Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею... Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку... Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.”
Новый поворот сюжета:
Жизнь Замерзающей собаки спасает счастливая встреча с незнакомцем.
«А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец. — Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдем со мной! Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь... Ну,фьюить!»
С этого момента каштанкина жизнь сделала крутой поворот к лучшему. Новый ее хозяин оказался известным клоуном, да и просто добрым человеком: он стал хорошо кормить Каштанку, учить и карьера цирковой артистки была не за горами.
Но, как вы, наверное, помните, победа добра над неврозом оказалась кратковременной: первое же выступление сорвалось в один миг, когда в цирке появились прежние хозяева.
«Кто-то на галерее свистнул, и два голоса, один — детский, другой — мужской, громко позвали:
— Каштанка! Каштанка!
Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали.
Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое — пухлое, краснощекое и испуганное — ударили ее по глазам, как раньше ударил яркий свет...
Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам...
Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. Лука Александрыч покачивался и инстинктивно, наученный опытом, старался держаться подальше от канавы.
Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе. Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на секунду».
В детстве рассказ про Каштанку воспринимался мной как история дружбы и преданности, тем более, что он сильно облагорожен в советском одноименным мультфильме.
Сейчас я читаю « Каштанку» как прямую метафору невротической зависимости, почти как историю болезни.
Но ведь Чехов и был врачом, так что возможно, и этот смысл в его маленьком рассказе тоже есть.
... и вернулась Каштанка к своим мучителям, потому что умела она любить только тех, кто ее мучает.
Светлана Ладейщикова.
